Добыча нефти в России и странах СНГ снизилась по причинам, которые носят долговременный характер. Это последствия разрушения хозяйственных связей и многолетнего ограничения капитальных вложений в эту отрасль, особенно в направления, влияющие на прирост ресурсов (разведка, техперевооружение, новые технологии). Поэтому реальной возможностью снизить напряженность на рынке моторных топлив, которая особенно остро ощущалась в этом году в России, Белоруссии, Украине, является широкомасштабное использование природного газа. Решением этой проблемы в Республике занимается ГП "Белтрансгаз". И хотя не все идет гладко, специалисты предприятия уверены в том, что альтернативы этому процессу нет.

Расположение АГНКС в БелоруссииОбладая уникальными преимуществами по сравнению с традиционными видами топлива по теплотворной способности и по экологическим характеристикам, метан не требует дополнительной переработки и может использоваться в моторах практически в том виде, в котором он находится в природе. Разница между обычной бензозаправочной станцией и автомобильной газонаполнительной компрессорной станцией (АГНКС) в том, что, в первом случае, топливо лишь передают из резервуара в бак, а во втором - компримированный природный газ (КПГ) из газовой магистральной трубы очищают от механических примесей, фильтруют и подают в компрессоры, где он сжимается до 250 атмосфер, высушивается и через аккумуляторы (накопители) поступает в раздаточные колонки. Первые газонаполнительные станции в европейских странах появились после 1925 года, когда многочисленные опыты дали положительные результаты. На станциях обычно газ сжимали до 20 Мпа и подавали в баллоны, установленные на автомобилях. Сегодня во всем мире эксплуатируется порядка 1 млн автомобилей, работающих на газе - это меньше 0,1% от мирового парка. Однако уже в ближайшем будущем количество газомобилей может достигнуть 6,5 млн единиц. В 90-х годах в мире наблюдается своеобразный бум использования газа в качестве моторного топлива. В 80 странах индустрия КПГ сегодня находится на разных уровнях развития. Среди них есть как промышленно развитые страны: США, Италия, Великобритания, Германия, Япония, - так и развивающиеся: Бангладеш, Таиланд, Чили, Аргентина, Алжир, Индонезия. По объему использования метана Россия занимает третье место в мире, уступая лишь Аргентине и Италии. Белоруссия находится во второй десятке. В 1995 году страны СНГ подписали многостороннее "Соглашение о сотрудничестве в области использования КПГ в качестве моторного топлива для автотранспортных средств". Впоследствии была создана Секция по использованию природного газа на автомобильном транспорте при Межправительственном Совете СНГ по нефти и газу, которая разработала схему размещения АГНКС вдоль автомагистрали Брест-Москва на территории Белоруссии. Две АГНКС предполагается построить в городах Ивацевичи и Толочин. Стабильность объемов добычи природного газа в России и развитая газотранспортная сеть в Белоруссии открывают перспективы в использовании КПГ как моторного топлива. В Белоруссии с 1984 года создается разветвленная сеть АГНКС, покрывающая большинство автодорог Белоруссии. 24 газонаполнительных станции действуют в 17 городах и способны обслужить до 9 тыс. автомобилей в сутки. За 15 лет их эксплуатации замещено почти 550 тыс. тонн жидкого топлива.Сегодня основной потребитель компримированного газа - это грузовые автомобили общей численностью около 5 тыс. единиц. Автопарк Белоруссии (1600 тыс. единиц) состоит в основном из легковых автомобилей (1200 тысяч), находящихся в частной собственности. По причине высокой стоимости оборудования газификация легкового транспорта проходит достаточно медленными темпами.

Сроки окупаемости газобаллонного оборудования (в годах)

Модели автомобилей

стоимость ГБО, $

Сроки окупаемости при годовом пробеге, км

    10 000 15 000 20 000 30 000 40 000
КамАЗ-53208 1670 9,7 6,4 4,8 3,2 2,3
ИКАРУС-280 2210 7,8 5,5 3,4 2,1 1,6
ЗИЛ-130 680 2,15 1,45 1,05 0,7 0,51
ГАЗ-53 630 2,2 1,47 1,1 0,675 0,655
ГАЗ-24 730 3 2 1,5 1 0,7
ВАЗ 600 2,9 1,9 1,4 0,95 0,7
АЗЛК 600 2,7 1,8 1,3 0,9 0,65

За последние 4 года в Белоруссии стабилизировался уровень реализации КПГ. Ежегодно замещается 22-23 тыс. тонн жидкого топлива. Ожидается увеличение показателей за счет приобщения автохозяйств в городах Бобруйск и Рогачев, где органы власти и управления поддерживает политику газификации транспорта. В Белоруссии соотношение цены на КПГ к цене А-76 поддерживает государственное предприятие по транспортировке и поставке газа "Белтрансгаз" в пределах 1:2, причем делается это специально за счет других финансовых источников. Без государственной поддержки решение такой глобальной задачи как газификация транспорта невозможно. За последние два года приняты постановления правительства "О льготном кредитовании мероприятий по энергосбережению" и "О мерах по усилению работы по реализации энергосберегающей политики в РБ", которые предусматривали решение вопросов перевода транспорта на альтернативные виды топлива. Реализацию КПГ в Республике осуществляет "Белтрансгаз", специалисты которого в 1997 году совместно экспертами Минэкономики Белоруссии разработали проект "Государственной программы использования сжатого природного и сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива для автотракторных средств на период до 2000 года". Несмотря на то, что Программа так и не была принята, сама жизнь заставила вернуться и пересмотреть подходы обеспечения страны моторным топливом. Перевод автотранспорта на использование газомоторного топлива значительно сокращает количество выбрасываемых в атмосферу вредных, токсичных и опасных веществ, таких как угарный газ, оксиды азота, углеводород, сажа и твердые частицы, что очень важно для Белоруссии, пострадавшей от аварии на ЧАЭС. Во власти администраций городов и районов перевести на чистый вид топлива - газ - муниципальный и государственный транспорт. Особенно перспективно его применение на автомобилях по перевозке продуктов, на мусороуборочных и снегоуборочных автомобилях, другом коммунальном транспорте. В Белоруссии сегодня налажено производство оборудования (кроме баллонов) - на Новогрудском заводе газовой аппаратуры (Гродненская обл.). На рынке России имеются различные виды баллонов, в том числе и облегченные, что исключает потерю автомобилем грузоподъемности. Сегодня системы КПГ эксплуатируются на автомобилях широкого спектра модификаций, в том числе на ЗИЛ, МАЗ, ГАЗ, КрАЗ и др. В 1999 году с конвейера минского автобусного завода АМАЗ при поддержке ГП "Белтрансгаз" сошел первый автобус для городских перевозок, работающий на природном газе. Большое инвестиционное полеСуществует несколько проблем, которые нельзя не учитывать при проведении газификации транспорта. Сложно найти первоначальные инвестиции, которые требуются для переоборудования транспорта. Сегодня сеть АГНКС недостаточно развита, поэтому есть определенные территориальные неудобства при заправке автомашин в отдельных районах. Ввиду высокой стоимости строительства новых станций, перспективным выглядит применение передвижных автозаправщиков. Например, в одном из хозяйств Гродненской области переведено и успешно работает на метане 60 грузовых автомобилей и автобусов. Только за год такой работы на КПГ получена прибыль, соизмеримая со стоимостью 105 тонн бензина. Кроме того, в Белоруссии недостаточно развита сеть по обслуживанию газобаллонного оборудования. Однако, все названные недостатки могут и должны быть компенсированы экономической выгодой, получаемой при замене жидкого топлива на газ. В конце октября 1999 года проблема насыщения рынка Белоруссии различными видами газомоторного топлива была рассмотрена на республиканском семинаре, организованном Министерством экономики РБ на базе Новогрудского завода газовой аппаратуры. Специалисты топливного рынка страны пришли к выводу о том, что стратегическим направлением восполнения потребностей рынка моторного топлива Белоруссии является использование КПГ. Для актуализации проекта Программы перехода автомобильного транспорта на газовое топливо будет создано Межведомственная комиссия. Принятие Программы и реализация ее положений будет означать появление большого инвестиционного поля, которое позволит получать приличную прибыль, вкладывая средства в сервисные услуги, строительство станций и реализацию оборудования.