Автомобили на природном газе: выгодно или нет? Сегодня в мире насчитывается около 80 государств, в которых эксплуатируются автомобили, работающие на компромированном (сжатом) природном газе. Общий парк этих машин уже приближается к миллиону, что составляет 0,1% мирового парка транспортных средств.

Как на этом фоне выглядит Беларусь, находящаяся в самом центре Европы? Как сообщили нам в отделе по связям с общественностью "Белтрансгаза", наша страна смотрится достаточно неплохо. На сегодняшний день в республике создана разветвленная сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Их насчитывается уже 24, и расположены они в 17 городах, включая все областные центры и крупные райцентры.

В Минске подобных станций четыре. Много это или мало? Если сравнивать, например, с Италией (295 АГНКС), то вроде бы маловато. Но если соотнести это число с количеством автотранспорта, работающего у нас на сжатом природном газе - чуть более 5000 единиц техники, то это более чем достаточно. Даже если учесть потребности транзитного транспорта.

Зато возникла другая проблема - резкое сокращение количества транспортных средств, работающих на газе. Еще лет десять назад подобной техники насчитывалось в три раза больше, чем сейчас. Из 5000 машин, имеющихся сегодня, лишь 2% приходится на личный транспорт, остальные - грузовые и пассажирские автомобили.

Итак, в Беларуси, по сравнению с другими странами, падает интерес к технике, работающей на таком виде топлива. Почему это происходит?

Видимо, все от нашей бедности. У автопредприятий не хватает средств на переоборудование транспорта с бензина на газ. К тому же надо обучать персонал. А это тоже затраты. Мешает и нынешний порядок налогообложения, при котором автопредприятия практически не заинтересованы в использовании более дешевого топлива. Затраты на него входят в себестоимость транспортных услуг, затем в тариф... Еще один фактор: многие (особенно из числа руководителей автопарков) до сих пор не осознали преимуществ газомоторного топлива. Автолюбители тоже не всегда в курсе, можно ли переоборудовать свою карбюраторную машину для работы на газе и куда по этому поводу следует обращаться.

Вот мы и решили сегодня провести с нашими читателями небольшой ликбез на тему "Чем же газ лучше бензина?"

Аргумент первый. Газ дешевле бензина и дизельного топлива. 1 куб.м сжатого газа стоит 435 рублей, 1 литр бензина А-92 - порядка 900 рублей. И это тенденция мировая. К 2010 году стоимость 1 тонны традиционного топлива будет в 2-3 раза выше стоимости 1000 куб.м газа.

Аргумент второй. В два раза меньше требуется масла и свечей зажигания, в полтора раза увеличивается ресурс двигателя.

Аргумент третий, опровергающий слухи о якобы высоких расценках по переоборудованию машин с традиционного вида топлива на газ. Рассмотрим это на примере. Так, переоборудование легкового транспорта типа "ГАЗ-3110" окупается через 30.000 км пробега, грузового, как "ГАЗ-3307" и "ГАЗ-3302", - через 21.600 км, а для "ЗИЛа-138А" - еще меньше. (Кстати, адреса и телефоны участков по переоборудованию автомобилей на КПГ предприятиями "Белтрансгаза" можно узнать в самом "Белтрансгазе" или по любой справочной автомобильных услуг.)

Аргумент четвертый. Исследования и анализ практики применения газового топлива как у нас, так и за рубежом показали, что газовый двигатель выбрасывает в атмосферу загрязнители в меньших количествах, чем оснащенный самой эффективной системой очистки отработавших газов бензиновый двигатель. Например, только в Минске при общих выбросах 280.000 тонн ежегодно на долю автотранспорта приходится около 200.000 тонн. Это примерно по 115 кг на человека. Вы хотите всем этим дышать?

Аргумент пятый. Техническое устройство газобаллонного оборудования практически исключает возгорание автомобиля при авариях или при неумелой эксплуатации, потому что сжатый природный газ легче воздуха, а баллоны достаточно прочны.

Кстати, во многих странах мира применение сжатого природного газа на транспорте считается государственной политикой и всячески поддерживается. Например, во Франции человеку, покупающему автомобиль с газовым двигателем, государство выделяет безвозмездную ссуду. А в США налоговые льготы предусмотрены при покупке не только автомобиля, но и оборудования, использующего и производящего альтернативные виды топлива. Может быть, и нашему государству пора подумать над тем, чем и как заинтересовать владельцев авто, чтобы те перешли с бензина на газ?