Быстрое развитие транспорта на планете привело к сокращению мировых запасов нефти и, как следствие, стремительному росту цен на нефть и нефтепродукты.
Стремясь удержать рост цен на транспортные перевозки, многие страны мира приняли и начали осуществлять национальные программы перевода автомобильного транспорта на более дешевый и доступный вид топлива — природный газ (метан).
Таким образом, основным альтернативным моторным топливом в мире в настоящее время стал сжатый до 200 кгс/кв. см природный газ, производство которого осуществляется на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС). Сегодня в мире уже около 7 млн. автомобилей ездят на сжатом метане (компримированном природном газе — КПГ).
Исходя из данных, приведенных Национальной газомоторной ассоциацией России, следует, что основной объем реализации КПГ в мире приходится на 4 страны:
|
1 445 581 автомобиль |
с реализацией 3 048, 00 млн. куб. м/год |
Аргентина |
||
|
||
|
1 400 000 автомобилей |
предположительно |
Пакистан |
||
|
||
|
1 375 317 автомобилей |
с реализацией 2 472, 48 млн. куб. м/год |
Бразилия |
||
Китай |
200 873 автомобиля |
с реализацией 1 104, 00 млн. куб. м/год |
|
На их долю приходится около 4,5 млн. газомоторных автомобилей.
Среди стран СНГ тройка лидеров — потребителей КПГ — выглядит следующим образом:
|
100 000 автомобилей |
с реализацией 548, 40 млн. куб. м/год |
Украина |
||
|
||
Россия |
85 000 автомобилей |
с реализацией 286, 80 млн. куб. м/год |
|
81 394 автомобиля |
с реализацией 219, 96 млн. куб. м/год |
Армения |
Необходимо отметить, что использование КПГ в качестве моторного топлива практически во всех странах осуществлялось при поддержке правительства и создании благоприятных условий для строительства АГНКС и эксплуатации газомоторного транспорта. Основные причины, вызвавшие интерес правительств ряда стран к использованию сжатого метана в качестве газомоторного топлива:
- Отсутствие в стране достаточных запасов нефти при наличии запасов природного газа и развитой сети газопроводов;
- Рост цен на нефть и жидкие моторные топлива;
- Экологическая безопасность, особенно в крупных городах;
- Стремление правительства сохранить или увеличить объемы поставок нефти и жидких нефтяных моторных топлив на экспорт путем замещения их на собственном рынке метаном;
- Обеспечение конкурентоспособности товарам и сельскохозяйственной продукции за счет снижения цен на перевозки.
В ближайшее десятилетие можно прогнозировать потенциальное увеличение газомоторных транспортных средств в мире на 20 — 25 млн.единиц, а суммарный мировой выпуск оборудования для АГНКС до 1 500 комплектов в год.
Для удовлетворения потребностей развивающихся рынков России, Украины и других стран СНГ в этой продукции за счет отечественных производителей в декабре 2006 г. нами создан новый научнопроизводственный альянс, в состав которого вошли:
- ОАО «МОПАЗ», г. Малоярославец, Российская Федерация;
- ООО «Калугагазмаш», г. Малоярославец, Российская Федерация;
• ООО «КНПП «Метанмаш», г. Сумы, Украина.
Задачи, стоящие перед научнопроизводственным
альянсом, — это разработка новых видов оборудования для АГНКС, производство, поставка и сервисное обслуживание этого оборудования.
Конструкторским научнопроизводственным предприятием «Метанмаш» (г. Сумы, Украина) успешно ведутся конструкторские работы по созданию широкого спектра новых видов оборудования АГНКС с газовыми технологиями пятого поколения, которое по своим
технологическим возможностям в значительной мере превосходит оборудование АГНКС, находящееся в эксплуатации и предлагаемое на рынке в настоящее время.
При разработке оборудования использован богатый опыт наших специалистов, накопленный при разработке и изучении результатов эксплуатации оборудования АГНКС БКИ250, АГНКС МБКИ250 (СМНПО им. Н.В. Фрунзе, г. Сумы, Украина), АГНКС М45 и АГНКС40 (КНПП «Экотранспал», г. Сумы, Украина) и АГНКС60, АГНКС75, АГНКС140, АГНКС200 (ОАО «Сумыгазмаш», г. Сумы, Украина), а также учтен опыт ведущих зарубежных фирм.
Специально для АГНКС нами создана установка осушки природного газа УОГМ CNG1000/16, работающая при низких давлениях от 0,45 до 6,00 кгс/кв. см которая обеспечивает глубокую осушку природного газа, подаваемого в компрессорные установки станции при 100%ной влажности входящего газа, а в абсолютных величинах — до 7 г воды в одном нормальном кубическом метре. Установка осушки выполнена в блочном исполнении, что позволяет осуществить ее быстрый монтаж на месте установки.
Размещение осушки на входе в АГНКС радикальным образом решает проблемы, возникающие в зимний период эксплуатации:
- Устраняет отложение гидратов на седлах запорной и регулирующей арматуры;
- Исключает появление гидроударов в трубопроводах малых сечений и системах воздушного охлаждения (в теплообменниках);
- Не снижает расходные характеристики АГНКС, так как не требует отбора 1215% газа высокого давления для регенерации адсорбента в адсорберах.
Установка УОГМ CNG1000/16 очищает газ от механических примесей и капельной влаги, затем осушает его с помощью адсорбционных гранул, находящихся в адсорберах.
Принципиальная схема осушки газа выполнена в классическом стиле с использованием двух адсорберов, работающих поочередно в режимах «осушка» и «регенерация», — 4 часа — режим осушки, 4 часа — режим регенерации.
В качестве базового режима заложен среднецикловой режим работы.
САУ обеспечивает работу установки полностью в автоматическом режиме, предусмотрен канал подключения САУ установки осушки к САУ высшего уровня.
Очищенный и осушенный газ подается в компрессорные установки, что создает благоприятные условия для работы клапанов, газовой арматуры, приборов и теплообменников.
В состав базовой модели АГНКС включены две компрессорные установки. Применение одновременно двух компрессорных установок в составе АГНКС удваивает производительность станции, позволяет повысить ее надежность и ремонтопригодность, повышается технологическая (эксплуатационная) гибкость АГНКС. При этом блок осушки газа и блок входных кранов остаются в единственных экземплярах.
В качестве компрессорных установок применены новые газовые компрессорные установки АГШ ОАО «Уральского компрессорного завода», дооснащенные дополнительным технологическим оборудованием, которое предотвращает сбросы газа в атмосферу при штатных режимах работы и остановах компрессоров, а также предотвращает обратный ток газа в сторону блока осушки.
Первый опытный образец АГШ5/1,1250 уже несколько месяцев проходит опытнопромышленную эксплуатацию в составе АГНКС, работает надежно и стабильно, имеет низкие вибрационные характеристики. Отзывы эксплуатационщиков о его работе — положительные.
На наших АГНКС впервые в отечественной практике применены двухлинейные приоритетные блоки, двухкаскадные буферные секции, двухлинейная двухкаскадная система заправки автомобилей, что позволило радикальным образом решить ряд технологических проблем, возникающих при заправке автомобилей на действующих АГНКС.
В настоящее время ООО «Калугагазмаш» совместно с ОАО «МОПАЗ» осуществляют выпуск первой партии технологического оборудования для АГНКС нового поколения.