Нынешняя нестабильность на рынке нефтепродуктов побуждает потребителей обратить внимание на альтернативные источники моторного топлива. Наиболее перспективные из них сегодня - сжиженный и сжатый газ. Это топливо является более экономичным и экологически чистым, и, кроме того, значительно увеличивает ресурс работающего на нем двигателя
Во всем мире на газе работает свыше 3,2 млн. транспортных средств (в т.ч. в Аргентине - 1,2 млн., Бразилии - 600 тыс., Пакистане - 410 тыс., Италии - 401 тыс., США - 130 тыс.). В Бразилии и Аргентине на газ переоборудуется по 7-8 тыс. автомобилей ежемесячно. А в Европе сегодня происходит настоящий газовый бум. Европейская Комиссия планирует до 2010г. заместить природным газом до 10% потребления бензинов и дизельного топлива, что соответствует переоборудованию на газ 23 млн. автомобилей.
В Украине для работы транспорта и сельскохозяйственной техники газ используется еще недостаточно широко. А главное - отсутствует государственная программа, позволяющая наладить производство необходимого оборудования и разработку соответствующих технологий. Между тем деятельность в этой сфере могла бы стать весьма привлекательной как для крупного, так и для среднего и малого бизнеса, эффективным объектом для инвестиций.
Под эгидой Института газа Национальной академии наук Украины разработана Концепция использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и в сельском хозяйстве, на базе которой предлагается создать соответствующую государственную программу. В концепции достаточно подробно рассматривается финансовая сторона переориентации транспортных средств на газовое топливо и эффективность этих преобразований для национальной экономики.
Возможное количество работающих на газе транспортных средств в Украине, согласно указанным разработкам, оценивается в 300 тыс. единиц. Это позволит заместить газом 2,5 млн. т жидких моторных топлив (бензинов и дизтоплива), на что потребуется ежегодно расходовать около 2,8 млрд. м3 природного газа. Для обеспечения такого количества транспортных средств заправочными мощностями необходимо построить более 2,2 тыс. автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), изготовить свыше 1,2 млн. газовых баллонов высокого давления и обеспечить поставки или производство топливной аппаратуры разных типов. Общая стоимость программы на сегодняшний день оценивается примерно в 6 млрд. грн.
В ближайшее время, согласно проведенным оценкам, в Украине можно производить переоборудование по 20-25 тыс. транспортных средств ежегодно. Соответственно, рынок способен потреблять 80-100 тыс. цельнометаллических и 20 тыс. металлокомпозитных баллонов, а также 20-25 тыс. комплектов топливной аппаратуры в год (на мировом рынке преобладают цельнометаллические баллоны - около 80%, остальную долю занимают металлокомпозитные).
Однако реализация программы, как отмечают ее инициаторы, сдерживается несколькими факторами. Во-первых, отсутствует производство широкой номенклатуры газовых баллонов для потребностей различных типов транспортных средств и сельскохозяйственной техники - легковых машин разных марок, автобусов, микроавтобусов, грузового транспорта, автотракторной техники. Во-вторых, в Украине не налажено производство топливной аппаратуры.
Цельнометаллические баллоны в Украине сейчас производит только ОАО 'Бердичевский машиностроительный завод 'Прогресс'. Однако предприятие изготовляет только баллоны с внешним диаметром 220 мм и емкостью до 50 л, что не отвечает требованиям рынка и принятой в международной практике номенклатуре (диаметры от 220 мм до 406 мм и емкость до 120 л). Баллоны завода 'Прогресс' по параметру отношения массы к емкости соответствуют аналогичному параметру баллонов, производимых итальянской фирмой Faber (крупнейшим в мире производителем данного вида продукции), а по запасу прочности - превосходят их. Это объясняется тем, что Faber выпускает баллоны в соответствии с международным стандартом ISO 11439, которым установлен запас прочности 2,25, и использует более дешевую сталь, близкую по составу к 30ХМА. Запас прочности баллонов, производимых заводом 'Прогресс', по сути, является чрезмерным (2,6), т.к. они изготавливаются из высоколегированной стали 20ХН4ФА. Поскольку основную долю в стоимости баллона занимает стоимость металла, то украинское производство вследствие завышенных требований оказалось неконкурентоспособным на международном рынке. Так что для изменения ситуации в лучшую сторону отечественным производителям необходимо перейти на более дешевые марки стали. Номенклатура баллонов по их емкости и внешнему диаметру должна соответствовать стандартам ЕС, а качество - международному стандарту ISO 11439.
Если же производство баллонов станет конкурентоспособным, их можно будет экспортировать в такие страны, как Иран, Индия, Турция, Пакистан, Египет, которые приняли широкомасштабные программы по использованию газа в качестве моторного топлива. Возможные объемы экспорта оцениваются ориентировочно в 10 тыс. штук в год.
Государственным трубным институтом (г. Днепропетровск) при участии Института газа НАН Украины и ОАО 'Бердичевский машиностроительный завод 'Прогресс' была разработана технология и организовано производство цельнометаллических облегченных газовых баллонов диаметром 220 мм. Они прошли сертификацию в Украине и России по системе УкрСЕПРО.
По оценкам Государственного трубного института, стоимость оборудования для производства 60 тыс. металлических баллонов в год по стандартам ЕС при наличии трубной заготовки конечных размеров составляет 3,2 млн. грн. (без учета проектных работ). Поставки трубной заготовки предполагаются с опытного завода Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ) на опытное производство Института электросварки им. Е.О. Патона НАН Украины и ОАО 'Бердичевский машиностроительный завод 'Прогресс' (возможно, по договоренности, и на другое предприятие), где будет производиться окончательная доработка баллонов необходимых типоразмеров.
На сегодняшний день металлокомпозитные баллоны и топливная аппаратура в Украине не изготавливаются, а импортируются из России, Италии, Аргентины. Поэтому реализация данной программы позволит замещать импортную продукцию отечественной.
Институтом электросварки им. Е.О. Патона уже разработаны основы технологии производства металлокомпозитных газовых баллонов высокого давления. Необходима доработка технологии в соответствии с международными стандартами, изготовление и испытания опытной партии, а затем - организация серийного производства.
Среди предприятий, которые могут стать партнерами в реализации 'газовой программы', кроме завода 'Прогресс', рассматриваются: Никопольский южнотрубный завод, Челябинский трубный завод (поставки труб из стали 30ХМА на опытный завод ВИНИТИ), Новокраматорский машиностроительный завод (закаточные машины и печи для термической обработки), киевские заводы 'Газприлад' и 'Арма', житомирский завод 'Сектор' (литейные заготовки, арматура, электротехническое оборудование). Также предусматривается импортировать раскаточную машину немецкой фирмы Leiko.
Для производства топливной аппаратуры предполагаются поставки литейных заготовок в научно-производственный отдел Института газа НАН Украины, где будут выполняться механическая обработка и комплектация аппаратуры. Предусматривается кооперация с производителями клапанной арматуры, соединительных устройств, электротехнических изделий.
Как показывают расчеты Института газа НАН Украины, общий начальный объем финансирования из государственного бюджета для доработки технологии производства баллонов в соответствии с международными требованиями, для проведения различных испытаний образцов, разработки технических условий производства, выдачи технических заданий на производство, а также для разработки топливной аппаратуры и технической документации на ее производство составляет 2,05 млн. грн. Общая стоимость организации производства баллонов и топливной аппаратуры составит примерно 19,4 млн. грн., а именно: металлокомпозитных баллонов - 2,5 млн. грн., трубной заготовки конечных размеров - 8,0 млн. грн., топливной аппаратуры - 2,5 млн. грн., цельнометаллических баллонов - 6,4 млн. грн.
Оценка экономической эффективности программы рассчитывалась исходя из переоборудования на газ 300 тыс. автомобилей, вследствие чего будет достигнуто ежегодное замещение 2,5 млн. т бензина природным газом в объеме 2,8 млрд. м3. В первоначальных расчетах принимались цены на бензин и сжатый газ по состоянию на середину апреля 2004г., составлявшие тогда соответственно 2,1 грн./л и 0,8 грн./м3. Экономический эффект при таких ценах составил бы 4,56 млрд. грн.
Однако, как известно, с конца апреля этого года цены на бензин существенно возросли. Кроме того, ОАО 'Газпром' объявило о повышении цен на газ с 2005г. на 24% в связи с подорожанием металла. В частности, стоимость сжатого газа составит 1 грн./м3. В последующих расчетах была принята средняя цена бензина 2,5 грн./л, при которой стоимость 1 т (1300 л) бензина составит 3250 грн. В таком случае общая стоимость 2,5 млн. т бензина составит 8,125 млрд. грн., а стоимость 2,8 млрд. м3 сжатого природного газа - 2,8 млрд. грн. Таким образом, по последним расчетам, ежегодный экономический эффект при переводе на газ 300 тыс. автомобилей будет еще большим - 5,325 млрд. грн.
После того, как будут достигнуты мощности по производству баллонов всех типов и топливной аппаратуры для ежегодного переоборудования на сжатый газ 25 тыс. единиц транспортных средств, экономический эффект от замещения жидких моторных топлив будет составлять 580 млн. грн. в год. Также прибыльным будет и производство баллонов ($20 на 1 баллон) и комплектов топливной аппаратуры ($20 на 1 комплект). В целом доход от производства 100 тыс. баллонов в год составит ориентировочно 10,6 млн. грн., а от производства 25 тыс. комплектов топливной аппаратуры - около 2,65 млн. грн.
По подсчетам Института газа НАН Украины, в случае надлежащего финансирования, уже до конца 2005г. в нашей стране реально наладить производство металлокомпозитных баллонов, цельнометаллических баллонов по евростандарту ISO 11439, а также топливной аппаратуры. Как считает один из главных парламентских лоббистов перевода отечественного автотранспорта на газовое топливо, председатель Комитета ВР Украины по вопросам экологической политики Геннадий Руденко, у этой программы есть большое будущее: 'В проект бюджета следующего года мы предложим заложить соответствующие средства для нашей программы. Точную цифру назвать пока не могу, но будем ее максимализировать. По разным оценкам, общая стоимость программы составляет $1 млрд., а для первого этапа необходимо $100-200 млн. Но, на мой взгляд, сегодня сложились такие условия, что даже без финансовой поддержки со стороны государства, только за счет административной помощи эта программа имеет фантастические перспективы'.