ЗАПСИБГАЗПРОМ – Урал прирастает альтернативным топливом. Минфин альтернативы «не видит»...

   В этом году в Тюменской области часть муниципального автотранспорта и сельскохозяйственной техники в качестве эксперимента планируется перевести с бензина и дизельного топлива на сжатый природный газ. Причем средства на проведение эксперимента предполагается выделить из областного бюджета. Об этом на минувшей неделе заявил губернатор Тюменской области Владимир Якушев на межрегиональной конференции, посвященной "Развитию сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и парка газобаллонных автомобилей на территории УрФО", организаторами которой выступили дочерние структуры "Газпрома" - ОАО "Запсибгазпром", ОАО "Уралтрансгаз" и ОАО "Томсктрансгаз". Если эксперимент пройдет успешно, тюменские власти обещают заложить "серьезную строку" в бюджете на 2007 год для перевода всего муниципального транспорта на сжатый газ.

   "Если в итоге испытаний мы получим положительные результаты: транспорт работает четко и выходит на линию, на следующий год (2007) можно принять решение и заложить серьезную строку в бюджете на перевод всего муниципального транспорта на газ", - сообщил Владимир Якушев, выступая на конференции.

   По предварительным экспертным оценкам, экономия на топливе от перевода 5 тысяч единиц муниципального транспорта на сжатый газ, особенно при нынешних высоких ценах на бензин и дизельное топливо, составит свыше 300 млн рублей ежегодно. Причем предполагается перевести на этот альтернативный вид топлива не только пассажирский транспорт, но и сельскохозяйственную технику. "Сегодня в бюджетной сфере такие достаточно затратные отрасли, как транспорт и сельское хозяйство, нуждаются в первоочередном внедрении сжатого газа, - отметил тюменский губернатор и сообщил, что - Субсидии, которые выделяются производителям из областного бюджета для покрытия топливных расходов на проведение посевной и уборочной, измеряются сегодня миллиардами рублей".

   Проведение эксперимента и перевод "пробной партии" техники на сжатый газ позволит выявить не только собственно экономическую выгоду, но и, в частности, покажет, выдержит ли это моторное топливо проверку экстремальными морозами в минус 40-50 градусов, какие наблюдались в Сибири нынешней зимой. В "Запсибгазпроме", впрочем, уверяют, что проблем с этим быть не должно – свой служебный автопарк компания переоборудовала еще в 2000 году. Как сообщили в "Запсибгазпроме", в ближайшее время компания обратится к правительству и тюменской областной думе с предложением создания рабочей группы по разработке регионального законопроекта "Об использовании сжатого природного газа в качестве моторного топлива", кроме того, будет предложено разработать систему субвенций бюджетам муниципальных образований, принявших целевые программы по переводу автотранспорта на газовое топливо. Однако подробности проекта в "Запсибгазпроме" раскрывать не пожелали.

   Между тем, другой участник тюменской конференции - ОАО "Уралтансгаз" – уже занимает одно из лидирующих мест в России по переводу автотранспорта на газомоторное топливо. Отметим, что правительство Свердловской области приняло постановление "О неотложных мерах по организации перевода автотранспорта в Свердловской области на сжатый природный газ" еще в декабре 2003 года, и головной организацией в этом проекте стал "Уралтрансгаз", учредивший для этих целей Управление "Уралавтогаз". На сегодняшний день это дочернее предприятие "Газпрома" эксплуатирует 24 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в четырех регионах - Свердловской, Челябинской, Курганской и Оренбургской областях. Пункты переоборудования автомобилей расположены в Екатеринбурге, Магнитогорске, Челябинске и Шадринске. "Уралавтогаз" обеспечивает также гарантийное сопровождение установленного газобаллонного оборудования, техобслуживание, ремонт и поставку запчастей, и проводит обучение техперсонала и водительского состава.

   За два с небольшим года работы "Уралавтогаз" перевел на газомоторное топливо более 980 машин служебного автопарка, а также сотни автомобилей в различных уральских городах. Например, в Нижним Тагиле - около 700 машин, в Екатеринбурге: ОАО "Автоколонна 1212" - 80 машин (ЗИЛ), ФГУСП "Сосновское" - 27 (КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ), ООО "ЕТГА"- 51 ("Газель", ЛАЗ), ООО "ЕкатеринбургЭкоТранс"- 51 машина ("Газель", ЛАЗ) и многие другие. Кроме того, газ применяется различными предприятиями в Челябинской и Курганской областях. Так, правительством Курганской области решено выделить два земельных участка в Кургане под строительство двух новых АГНКС, чтобы снизить нагрузку на единственную в городе станцию и увеличить число транспорта, работающего на этом виде топлива.

   "Современные технологии позволяют сохранить возможность использования двух видов топлива (как газ, так и традиционное нефтяное топливо), переход с газа на бензин и обратно осуществляется из кабины водителя", - рассказывает менеджер отдела продаж "Уралавтогаза" Дмитрий Шелехов. Специалист приводит небезынтересные данные Американской газовой ассоциации, которая собрала в США информацию о 10 годах эксплуатации 2400 автомобилей, работающих на газе: за это время с ними произошло 1360 столкновений, и в 180 случаях удар приходился на зону расположения газовых баллонов, но ни один баллон не был поврежден. "Современные газовые системы оснащены комплексной системой защиты, баллон имеет запас прочности 2,6, подача газа автоматически прекращается в случае обрыва трубопровода, исключается запах газа в салоне", - отмечает Дмитрий Шелехов. Кроме того, заключил он, использование газа в современных двигателях при минимальной доработке позволяет достичь норм выброса в соответствии со стандартами ЕВРО-2 и ЕВРО-3.

   Но главное преимущество газового топлива – его дешевизна. Стоимость метана сегодня – 5 рублей за кубометр, для сравнения, цена бензина марки А-76 - 14,5 рублей, АИ-93 -16,6 рублей (литр высокооктанового бензина по пробегу эквивалентен 1 кубометру метана). Более того, постановлением Правительства РФ цена 1 кубометра метана ограничена и не должна превышать 50% от стоимости реализуемого в регионе бензина А-76.

   Вообще, компримированный (сжатый) природный газ - метан - это газ, находящийся под высоким давлением. Фактически, для его производства не требуется специального оборудования, кроме обычной установки по созданию высокого давления. Для сравнения, сжиженный газ - пропан-бутан - в природе не встречается, его извлекают из природного газа, сжижают на заводах и закачивают в баллоны. Поэтому, собственно, сжиженный газ дороже сжатого (8 рублей и 5 рублей соответственно).

   Однако средняя цена газового оборудования и его установки на легковую машину составляет около $1 тыс, на грузовую – до $3 тыс, а срок окупаемости – от менее года до двух лет. Экономия особенно ощутима при больших пробегах автомобиля.

   Поэтому более распространен сегодня сжиженный пропан-бутан, оборудо­вание для таких заправочных станций на порядок дешев­ле оборудования АГНКС, и переоборудование автомо­билей для работы на сжижен­ном пропан-бутане обходится в три раза дешевле переоборудо­вания автомобилей для работы на сжатом газе. Количество автомобилей, использующих в качестве топлива газ, ежегодно растет на 20%. Лидерами здесь выступают США, страны Европы, Мексика и Иран.

   Свою долю критики в экономические преимущества использования природного газа в качестве топлива вносят транспортники, указывая, прежде всего, на высокую степень изношенности автопарков. "Только с новой цилиндро-поршневой группой машина может работать на сжатом газе. При износе системы более 30% мощность двигателя при использовании газа падает на треть", - объясняет специалист одного из муниципальных предприятий городского общественного транспорта в Тюмени. То есть, перевести на сжатый газ возможно только новую технику или, по крайней мере, машины, износ которых не превышает 30%. Кроме того, отмечают специалисты, важны и такие условия, как невредимый кузов машины, так как газовые баллоны (вес у которых немалый) устанавливаются на крыше, плюс наличие датчиков на утечку газа, создание пунктов ремонта и сервисного обслуживания газобаллонного оборудования, сети заправок и центров обслуживания автобусов и грузового транспорта. "Нюансов много. Нужна колоссальная сумма затрат и, безусловно, прежде всего, необходимо провести эксперимент - переоборудовать новые или часть имеющихся автобусов, провести испытание и в морозы, и ветром, дать техническое и экономическое заключение, будет ли это выгодно", - заключил наш собеседник, отметив, что транспортники вряд ли могут позволить себе такую роскошь без дополнительных бюджетных средств.

   А вот в Департаменте агропромышленного комплекса Тюменской области в комментариях по этому поводу отказали, сославшись на то, что не готовы сегодня обсуждать вопрос перевода сельхозтехники на газ. Расходы на проведение такого эксперимента выльются в весьма солидную сумму. Достаточно отметить, что стоимость строительства одной АГНКС составляет от $50-70 тыс до $150 тыс, а в городе необходимо иметь разветвленную сеть заправочных комплексов, либо мини-АГНКС, которые могут располагаться непосредственно на территории автопарков, или передвижные газонаполнительные станции. Однако в Тюмени сегодня работает одна АГНКС (принадлежит "Запсибгазпрому"). Учитывая это обстоятельство, для перевода муниципального транспорта и сельхозтехники в Тюмени на газовое топливо потребуются затраты, по разным данным, в $1-1,5 млн. И это без учета расходов на создание пунктов ремонта и сервисного обслуживания газобаллонного оборудования, обучение техперсонала и водительских коллективов.

   Впрочем, судя по высказыванию губернатора Тюменской области Владимира Якушева о том, что на перевод части муниципального транспорта на сжатый газ в областном бюджете на следующий год может появиться "серьезная строка", затраты на создание инфраструктуры возьмет на себя регион, рассчитывая, конечно, на существенную экономию на "топливной составляющей" в дальнейшем.

   В таком случае, отмечают рыночные эксперты, "Газпром" в лице своих дочерних предприятий, при минимальных вложениях, обеспечит себе дополнительный рынок сбыта газа. "Скорее, можно говорить о желании "Газпрома" обеспечить дополнительный рынок сбыта для своего газа. Бюджетные деньги, если они будут выделены, по моему мнению, пойдут на постройку заправочных станций в автопарках", - говорит аналитик ИК "Файненшл Бридж" Игорь Васильев. Кроме того, отмечает эксперт, в случае реализации проекта "Запсибгазпром" получит значительные преимущества на местном рынке.

   Тем не менее, в России, говорят эксперты, учитывая безудержный рост цен на нефтяное топливо (только за прошлый год бензин и дизельное топливо вдвое подорожали) на фоне истощения разведанных запасов нефти и падения темпов нефтедобычи, переход на альтернативный вид топлива имеет реальные перспективы. Не стоит забывать и то, что Россия обладает около 40% мировых разведанных запасов газа и разветвлённой системой газоснабжения. "Цены на бензин и дизельное топливо сейчас сдерживаются искусственно, и велика вероятность, что они будут расти, увеличивая затраты муниципальных бюджетов, - говорит эксперт ИК "ФИНАМ" Ануш Попова, - Кроме того, газ – значительно более экологичное топливо, которое может позитивно отразиться на состоянии окружающей среды в крупных городах". Переводить на газовое топливо выгодно и сельскохозяйственную технику, ведь во время сезонных полевых работ, из-за резкого роста спроса на дизельное топливо, его стоимость повышается - в результате сельхозпроизводители вынуждены залезать в долги, что нередко ставит их на грань рентабельности. "Переход на газовое топливо, особенно, если будут гарантированы его бесперебойные поставки, может снять эти проблемы. Опять же, газ можно запасать в течение всего года – его хранение менее капиталоемко, чем хранение дизельного топлива", - отмечает Ануш Попова.

   Отметим, что "Газпром" уже несколько лет лоббирует принятие Госдумой законопроекта об использовании газа в качестве альтернативного топлива, а принятие федерального закона, как правило, предполагает инвестиции в развитие соответствующей инфраструктуры со стороны федерального бюджета. Так вот, документ этот не смог пройти согласование в Минфине РФ, где утверждают, что для использования газа в качестве топлива специального закона не требуется, и предложили "Газпрому" обратиться к региональным властям (что, собственно "Запсибгазпром" и предпринял). Однако сегодня можно говорить о развитии применения этого альтернативного вида топлива лишь в немногих российских регионах отдельными организациями. Муниципальные транспортники и аграрии без финансовой поддержки областных бюджетов не в состоянии инвестировать в переоборудование своих автопарков, а во многих регионах, очевидно, есть желание, но нет на это свободных средств.

   По крайней мере, в Уральском регионе газовое топливо уже нашло применение в Свердловской, Челябинской и Курганской областях, однако планами по развитию инфраструктуры переоборудованию всего муниципального автопарка первыми задались тюменские власти.

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных